Общее состояние неплохое, не потерт, т.е. в активном обращении находился недолго. Два отверстия свидетельствуют, что он находился в составе монисто. Перетёртость края одного из отверстий (в результате чего он был утерян) свидетельствует, наоборот, о долгом пребывании его в составе такого украшения. Найдена монетка у деревни Балымеры, недалеко от Булгара, столицы Волжской Булгарии.
Этот факт уже примечателен– на территории Среднего Поволжья и далее византийские монеты довольно редкая находка! Но ещё интереснее начинается дальше. Древнее поселение у села Балымеры является местом скопления находок вещей скандинавского и русского происхождения. Здесь найдены предметы вооружения, типичные украшения, в могильнике у села есть курганы с погребениями по североевропейскому обряду, имеющем аналогии в Гнёздово и Тимерёво. То есть, в эпоху своего существования это поселение было варяжско-русской станцией на Волжском Пути, в округе Великого Булгара.
Такое торгово-военное поселение описано в сочинении арабского автора X века – Ибн_Фадлана, приезжавшего с посольством к булгарскому хакану в 921-922 гг. ВЕСЬ ТЕКСТ ОПИСАНИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ Многие исследователи, занимавшиеся археологией и историей этого региона, склонны считать, что именно поселение у с. Балымер и есть тот самый посёлок, который посетил арабский путешественник. Оставляя за рамками нашего рассказа «восточную» составляющую, почитаем, что автор пишет про руссов:
«Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по
своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль.
И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они
подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни
хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он
покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С
каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не
расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с
бороздками, франкские. И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них
(русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений
(вещей, людей?) и тому подобного. А что касается каждой женщины
из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или
из серебра, или (из) меди, или (из) золота, в соответствии с
(денежными) средствами ее мужа и с количеством их. И у каждого
кольца – коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди.
На шеях у них (женщин) (несколько рядов) монист из золота и
серебра, так как если человек владеет десятью тысячами дирхемов,
то он справляет своей жене одно монисто (в один ряд), а если
владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два мониста, и таким
образом каждые десять тысяч, которые у него прибавляются,
прибавляются в виде (одного) мониста у его жены, так что на шее
какой-нибудь из них бывает много (рядов) монист. Самое лучшее из
украшений у них (русов) это зеленые бусы из той керамики, которая
находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты
относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают,
как ожерелья, для своих жен. ,…» (далее см. текст.)
Отредактировано Арета (2009-02-07 00:37:06)