Форум Геннадия Бордукова

Античная Нумизматика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная Нумизматика » Статьи и материалы » Сокровище Севсо


Сокровище Севсо

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Беру на себя труд перевести часть
http://www.theatlantic.com/doc/200111/landesman

Речь пойдёт о кладе римского серебра, который увидел свет в конце 70-х годов и который, скорее
всего был найден венгерским рабочим. Бедняга
не представлял его громадной стоимости - в неразделённом виде, по некоторым оценкам, до 200 миллионов долларов. Не представлял он и страшной опасности, которую хранил этот клад, открытие которого и попытки продажи привело к цепи заговоров и контрзаговоров, вниманию полиции ряда европейских государств и, весьма возможно, к трём убийствам.

Проклятие сокровища Севсо.

Врёт как очевидец. (Русская пословица.)

1.
Деревушка Полгарди - маленький пыльный посёлок
к северо-востоку от озера Балатон, в курортной зоне западной Венгрии популярной среди немецких туристов. Две же тысячи лет тому Балатон был популярен у римлян, своего рода Лазурный берег для римских правителей Паннонии, провинции, включавшей части современных Хорватии, Боснии, Югославии, а также Венгрии, Румынии и Албании. Регион лежал на важном перекрёстке торговых путей и был ареной бесчисленных войн. В 4-м и 5-м веках Готы и Вандалы обрушились
с севера, сметая всё на своём пути, и римляне отступили, оставив обломки своей цивилизации.
С той поры, окрестности Балатона стали охотничьими угодьями археологов и искателей сокровищ. Раочие каменоломень в окрестности Полгарди часто находили монеты и другие артефакты. Между ними и венгерскими и советскими солдатами, расквартированными поблизости, процветала торговля. Кое-что имело некоторую ценность, но обычно это был античный джанк: гнутые монеты и обломки керамики.

Как полагает венгерская полиция, тёплым летним
днём 1978 года Йозеф Сумег, двадцати-трёхлетний рабочий из Поларди, производил рутинные раскопки, когда его лопата звякнула о металл. Он отрыл из земли нечто такое , что наши современники никогда не видели: котел почти метрового диаметра и высотой 30 сантиметров, наполненный
серебрянной богато изукрашенной утварью: серебрянные тарелки, кружки, амфоры.
По крайней мере 14 предметов, которые теперь известны. Однако не исключено, что их там было
около тридцати. Котёл был весь почерневший от огня, которое погасло дольше 1600 лет назад.
Серебро, естественно, тоже почернело за минувшие столетия и Сумег, скорее всего, не мог током понять, что же он всё-таки нашёл, но, без сомнения, осознал экстраординарность находки.
Как оказалось, это было одно из самых ценных и красивых сокровищ, переживших античный мир.

Hесколькими месяцами позже, Сумег оставил работу и переехал в Будапешт. Он жил в маленьком отеле и занимался чёрной работой.
Домой он приезжал каждую вторую неделю, но практически ничего не говорил в семье про свою жизнь. Но родственники заметили, что он стал носить джинсы Levi's и американские рубашки, экстравагантные и дорогие, редкие для тогдашней Венгрии. Единственным местом, где можно было купить подобную одежду, был толкучий рынок около будапештского аэропорта, скопище палаток и лотков, "крышуемых" цыганами и магнатами теневого бизнеса и где можно было, при наличии контактов, купить от пряжки для ремня до бриллиантов и автоматического оружия. В те времена любой венгр, который хотел продать что-либо необычное и потенциально опасное, шёл на эту толкучку.

Спустя несколько месяцев, в начале 1979 года, Сумег покинул Будапешт. Он был призван в армию. Но прежде, чем уйти в армию, он, как говорят свидетели, закопал котёл с его содержимым - минус, по крайней мере, три серебряных предмета, которые он успел продать, в земляном полу винного погреба рядом с карьером.

Золтан Фодельмеши, директор местной школы и страстный нумизмат,
который часто покупал у него монеты, рассказывает, что помнит, как он был приглашён в его дом. Дом состоял из двух ком
нат. Вся семья Сумега: он сам, два его младших брата и родители, ютились в одной из них. Hаходка же была заперта в другой комнате и только сам Йозеф и его мать имели туда доступ.

Фодельмеши, которому уже за семьдесят, старик с ввалившимися щеками, имеет вид обеспоенного человека. Он говорит, что знал с самого начала об опасности, которая связана с сокровищем. Сегодня, двадцать лет спустя после того как Сумег показал ему клад, он всё ещё боится за свою жизнь. Фодельмеши посоветовал Сумегу отвести сокровище в Будапешт в Национальный музей. Большинство стран имеют законодательство, которое предлагает вознаграждение за сдачу найденного, однако венгерские граждате были обязаны сдавать всё в обмен за небольшую премию. Сумег не имел поэтому никаких мотивов для этого и выход был один - продать. И он признался Фодельмеши, что собирается поступить именно таким образом. "И не задешево!" - сказал. Он присмотрел уже участок земли в деревне и хотел его купить, чтобы построить дом.

Никто не знает доподлинно, как сокровище начало искать дорогу на рынок. Наиболее правдоподбным видится следующий сценарий, основанный на интервью и случайных свидетельствах. Кто из дельцов с толкучки получил от Сумега серебряные вещицы, не догадываясь, с чем в реальости он имеет дело. Три из них попали в Вену, в центр торговли антиквариатом, к двум дилерам, Халиму Корбану и его партнёру Антону Ткалеку. Халим Корбан - ливанец, который торговал иконами и мелким антиквариатом в венском Хилтоне. Ткалек (произносится Ткалиц) - югославский серб, который развернул бизнес, основная часть которого - торговля греческими и римскими монетами в Цюрихе. Его личные и политические связи шли вверх, к югославскому правительству. Кое-кто, знающий Ткалека говорит, что после того как Сумег появился на толкучем рынке, Ткалек получил три изделия из серебра. Естественно, рассуждают эти люди, Ткалек должен был разузнать, что это такое. Он не был экспертом по античному антиквариату, просто нумизматический дилер. Контакты в мире античного антиквариата имел Корбан.

В ноябре 1980 года один серебряный предмет был продан консорциуму дилеров, именуемому Art Consultancy. И 24 ноября Корбан вылетел в Лондон с пакетом в руках. В пакете был один из предметов сокровища - серебряная кружка или кувшин. Корбан вёз кружку показать лондонской сети дилеров, своего рода паутине в центре которой был Петер Уилсон, шестидесятисемилетний дгетльмен, только что ушедший в отставку с поста президента Сотбис. Уилсон был главный брокер арт-рынка. Он отнёс серебро для оченки в Британский Музей. Дилеры полагали, что это это исламская вещица - красивая, но не более. После небольшой чистки сотрудники музея поняли, что в их руках что-то римское и весьма ценное.

Большинство изделий из сокровища Сумега богато украшены: экзотические звери, Ахилл и Улисс, Кастор и Поллукс, Аталанта.
Ручки амфоры - пантеры из литого серебра. Кувшин для вина высотой полтора фута украшен позолоченными сценами вакханалий. Грушевидный кувшин аналогичного размера имеет десять граней разбитых на 120 шестиугольных панелей с позолоченными фигурами охотников и диких зверей. Ткалек и Корбан подозревали - и это подтвердилось впоследствии - сокровище включало несколько огромных блюд, два с половиной фута в диаметре, несколько дюймов толщины и весом до 18 фунтов.
Главным шедевром сервиза было гравированное блюдо, превосходящее искусством работы все доселе известные шедевры римского ювелирного искусства. На блюде была латинская надпись: "Пусть эти сосуды, о Севсо, достойно послужат твоим потомкам!" Эксперты полагают, что Севсо был римский военачальник. Куратор отдела античности Венгерского национального музея в Будапеште, сказал мне, что единственной мастерской в эту эпоху, которая была способна изготовить подобные шедевры, была мастерская в греческом городе Тессалоники. Если бы весь клад продавался как целое, его цена могла достичь суммы в 200 миллионов долларов. Для любого музея мира это сокровище было бы главным экспонатом римского раздела и любая страна была бы готова объявить его своим национальным достоянием.

В то время как серебряный предмет обсуждался в Британском музее,
Йозеф Сумег, вернулся в Поларди. Ему оставалось отслужить в армии
несколко недель и ему дали короткий отпуск. Прежде чем направиться домой, он заглянул в бар. За ним зашли два иностранца в гражданской одежде и окликнули по имени. Они начали беседовать и бскоре покинули бар. Владелец бара запомнил, что Сумег был пьян. Трое пересекли дорогу и направились полями в сторону винного погреба, где Йозеф прятал своё сокровище.

Сумег не принёс его домой. Через два дня двое рабочих из карьера, в чьи обязанности, входила уборка территории набрели на винный погреб. на запорошенной снегом земле были видны следы троих людей ведущих к нему. Обратно были следы толко двоих. Характерные следы русских
армейских сапог. Сумег висел в петле, но его колени касались пола, а одежда была в известковой пыли из карьера, как будто бы его волочили по земле. Медицинская экспертиза подтвердила, что он умер не от удушения. Под его ногами, полиция обнаружила вскопанную землю приблизително три фута в диаметре, как будто что-то было засыпано. Если сокровище Севсо действительно находилось там, то его больше в погребе не было.

В следующие два месяца ещё случились две смерти. Близкий друг Йозефа, с которым тот вместе работал, съел ядовитый сыр. Другой друг Сумега был найден повешенным в лесу. Хотя полиция не связала официально все три смерти, они вряд ли были случайным совпадением.

0

2

А дальше?
Какова судьба остальных предметов из клада?

0


Вы здесь » Античная Нумизматика » Статьи и материалы » Сокровище Севсо