Форум Геннадия Бордукова

Античная Нумизматика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная Нумизматика » Статьи и материалы » Статер Косона - проблема принадлежности


Статер Косона - проблема принадлежности

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Походы македонских фаланг Филиппа и Александра включили в область распространения греческой цивилизации огромные территории Европы и Азии, занятые различными по своему происхождению и языку племенами и народами. Смешение этих народов с греками, принятие ими элементов греческой культуры привело к появлению такого явления как эллинизм, существовавший более трех веков, вплоть до падения государства Птолемеев.
Окраиной эллинистического мира был север Балканского полуострова. Занятые многообразием фракийских племен, эти территории постоянно вызывали интерес и обеспокоенность у средиземноморских цивилизаций – благодаря богатству недр и воинственности народов. Завоеванные Филиппом II, входившие в состав державы Лисимаха, фракийцы не хотели расставаться со своим золотом и независимостью и после гибели последнего вновь обрели независимость. Филипп V вновь присоединил их к Македонии, зависимость от которой прекратилась лишь в 168 г. до н.э. с уничтожением царства Антигонидов. Отметим, впрочем, что фракийцы рассматривали эту зависимость скорее как военный союз или, пользуясь более поздним термином, как вассальное подчинение. В ходе III Македонской войны царь фракийцев – одриссов Котис II со своей конницей поддерживал Персея и лишь после битвы при Пидне был вынужден пойти на примирение с Римом.
Тесная, хотя и не всегда дружественная связь Фракии с эллинистическим миром оказала значительное влияние на развитие государственности и культуры северобалканских племен. Необходимость противостоять агрессии с юга ускорило разложение первобытнообщинного строя и переход к военной демократии. Среди различных племен появляются знатные семейства и вожди, опиравшиеся в институализации своей власти на опыт государств Средиземноморья.
Среди прочего, фракийские династы заимствовали у южных соседей и опыт монетной чеканки. 
Упоминавшийся ранее Котис, получив после гибели македонского царства и переговоров с сенатом статус «друга и союзника римского народа», начал чеканку драхм по македонскому стандарту и образцу.

Отметим, что легенда монет Котиса II была выполнена греческим шрифтом и выглядела «ΚΟΣΟΝ  DROUEIS». Значение второго слова неизвестно, хотя мы знаем фракийских богов с похожими именами. Отметим написание царского имени – называемый греческими и латинскими авторами царь Котис на своих монетах приказывает чеканить ΚΟΣΟΝ.
Впрочем, этот период фракийского чекана был недолгим. Сын Котиса II Бифис, известный нам по упоминанию Тита Ливия, следа в нумизматике не оставил.
С середины II в. до н.э. фракийцы столкнулись с постоянно усиливающимся давлением нового агрессора – римлян. Борьба была долгой и шла с переменным успехом. Известны поражения, которые нанесли римлянам фракийцы при наместниках Сексте Помпее и Гае Катоне, известны также и римские триумфы над фракийцами Марка Друза и Минуция Руфа. В эпоху митридатовых войн фракийцы встали на сторону понтийского царя и воевали с римским проконсулом М. Варроном Лукуллом.
В 60 – х гг. до н.э. во Фракии создается крупное государственное образование во главе с задунайским гетом Буребистой. «Буребиста, гет, достиг верховной власти над своим племенем, - писал Страбон. – Ему удалось возродить свой народ, изнуренный длительными войнами, и настолько возвысить его путем физических упражнений, воздержания и повиновения его приказам, что за несколько лет он основал великую державу и подчинил гетам большую часть соседних племен. Он стал внушать страх даже римлянам, так как безбоязненно переходил Истр, разоряя Фракию вплоть до Македонии и Иллирии; он опустошил также страну кельтов, смешавшихся с фракийцами и иллирийцами, а бойев, бывших под властью Критасира, и таврисков совершенно уничтожил».
Власть Буребисты и его влияние на севере Балкан настолько усилилась, что Цезарь планировал большую войну против него, и лишь переселение гельветов заставило его обратить внимание на Галлию и отвлечься от дунайских земель.
Буребиста так и не смог сразиться с римлянами. Заговор приближенных аристократов, недовольных усилением монархических тенденций, оказался успешным и фракийская держава не пережила своего основателя, развалившись на племенные округа.
В одном из них вновь пришел к власти род Котисов. С 57 г. до н.э. царь Котис III чеканил тетрадрахмы с головой Диониса на аверсе и Гераклом на реверсе. Обратим внимание на легенду реверса – здесь имя царя пишется как KOTUOS.

В 48 г. до н.э. Котис III прислал к Помпею Великому своего сына Садалу с 500 всадниками.  Вскоре после этого он умер, передав престол сыну. Однако правление последнего было недолгим. В 42 г. до н.э. Садала был убит, а его жена Полемократея с юным сыном Котисом (или, в текстах латинских авторов – Котисоном) бежала от преследователей к Бруту. «Жена одного фракийского царька, Полемократея, - пишет Аппиан, - после  умерщвления ее мужа врагами, опасаясь за сына, бывшего еще ребенком, приехала с ним к Бруту и поручила ему сына, а вместе с тем вручила и сокровища своего мужа. Брут отдал мальчика на воспитание кизикийцам, пока не придет время возвести его на престол. Среди сокровищ он нашел громадное количество золота и серебра; он стал чеканить из них монету».
Дион Кассий излагает эти события по-другому. По его версии, Садала умер бездетным и Брут захватил выморочные территории с помощью Раскупорида, возможно, одного из тех врагов Садалы, о которых пишет Аппиан.
Однако, после поражения Брута, Котис IV, сын Садалы, несомненно при помощи триумвиров вновь захватил власть. В 30-х гг. I в. до н.э. он активно сотрудничал с Октавианом, благодаря его за помощь в возвращении отцовского наследства. В это время Октавиан воевал в Иллирии и помощь фракийцев была ему чрезвычайно важна. Светоний даже передает слова Антония из инвективы против Октавиана, написанной в начале Актийской войны: «Марк Антоний пишет, что сперва Юлия была обручена с его сыном Антонием, а потом с гетским царем Котисоном, и тогда же сам Октавий за это просил себе в жены царскую дочь».
Несомненно, подобные брачные союзы были невозможны, но сама постановка вопроса говорит о теснейших связях триумвира и фракийского царя.
После поражения Антония отношения изменились. Постоянные набеги даков из-за Дуная на балканские земли заставили Октавиана отправить туда войско под командованием М.Лициния Красса, внука триумвира. Красс разгромил пришедших из-за Дуная бастарнов и лично убил в сражении их вождя Дельдона, а затем покорил мезийцев и фракийцев, живших к югу от Дуная. Как представляется, Дельдон был не царем, а лишь воеводой армии, относящейся к государству Котисона, а победы Красса привели к написанию Горацием стихотворения, относимого к 28 г. до н.э.:
«Выпей, Меценат, сотню кубков за спасение
Своего друга и продли до утра заженные
Свечи: пусть вдали будут все
Крики и гнев.
Отложи политические заботы о нашем городе:
Пала толпа дакского Котизона;
Мидийцы, враги самим себе, отвлечены
Печальными войнами;
Наш старый враг испанского побережья,
Картибриец - наш раб, укрощенный недавно
Надетыми цепями, а скифы, с негнущимися
Луками, решают уйти с равнин».
Впрочем, власть Котисона несмотря на военные поражения осталась непоколебленной. Даки продолжали нападать на балканские провинции. Л.Анней Флор пишет: "Даки засели за горами. При царе Котисоне, когда Данувий, затвердев от стужи, соединял берега, они обычно совершали набеги и опустошали окрестности". Строительство лимеса на южном берегу Дуная возглавил пасынок Октавиана Августа и сводный брат Юлии консул 18 г. до н.э. Гн.Корнелий Лентул, в течении нескольких лет также отражавший набеги даков и сарматов.
Несколько лет спустя власть во Фракии перешла к другой династии, видимо, родственной предыдущей – к царю Реметалку и его потомкам.

С царем Котисом IV, как представляется, связана чеканка золотых статеров с проримским сюжетом – изображением консула с двумя ликторами на аверсе и легионным орлом на реверсе. Легенда статеров повторяет легенду дальнего предка царя Котиса IV и выглядит ΚΟΣΟΝ.

Долгое время считалось, что данная монета повторяет тип римского денария 54 г. до н.э., отчеканенного Марком Брутом в его бытность монетарием в память о своем предке Л. Юнии Бруте, который изгнал из Рима его последнего царя, Тарквиния Гордого. Прототипом реверса стал денарий Кв. Помпония Руфа, отчеканенный в 73 году до Р.Х. Выбор этих сюжетов позволил исследователям предположить, что Косон, имя которого указано на аверсе, являлся местным вождем, поддержавшим убийцу Юлия Цезаря в гражданской войне против Марка Антония и молодого Цезаря.
По нашему мнению, подобное определение монеты неверно.
Вождей гето-дакийских племен после распада государства Буребисты мы хорошо знаем по письменным источникам. И среди них для Косона, отличного от Котиса – Котисона места нет...
Остается предположить, что это или мелкий князек, не настолько могущественный, чтобы удостоиться упоминания у авторов (но тогда возникают вопросы - зачем и как этот мелкий князек чеканит золотую монету), или речь идет о могущественном царе (что подтверждается отношениями с Октавианом) Котисе, у которого для чеканки были все возможности.
Нам представляется, что монета чеканилась от имени Котиса, что подтверждается наличием такой же легенды на монетах столетней давности.
Отметим, что  статер Косона – Котисона не дублирует аверс Брута – на последнем изображены не три, а четыре фигуры. Скорее, он отображает тот же сюжет - "должностное лицо при исполнении".
Реверс от монеты Помпония говорит о том, что за основу не бралась одна монета – денарий Брута. Она делалась по мотивам римской чеканки, отражая наиболее характерные для римлян (в греческо-варварском восприятии) сюжеты - магистрата и легионного орла.
Кроме того, замена реверса Брута на реверс Помпония необъясним в случае принятия традиционной версии о чеканке статеров для республиканцев. На денарии Брута, напомним, реверс украшало изображение Libertas, активно употреблявшееся как Брутом, так и Кассием. Убирать изображение Свободы, идеологического символа тираноубийц ради политически нейтрального орла было не только бессмысленно, но и глупо.
Кроме того, вспомним, что Брут отстранил Котиса от власти, фактически сослал его и захватил его богатства, использовав его для чеканки собственной монеты.
Таким образом, очевидно, что данный монетный тип не мог быть начеканен неким неизвестным Косоном и не мог быть начеканен для Брута.
По нашему мнению, статеры чеканились Котисом во время иллирийской кампании Октавиана для оплаты вспомогательных войск, отправленных им триумвиру.
Впрочем, хотя и испытывая уверенность в своей версии, автор не считает ее окончательной и готов к конструктивной дискуссии по этому поводу...

+1

2

Драхма Котиса II:

Отредактировано Sextus Pompey (2009-06-30 21:05:53)

0

3

Тетрадрахма Котиса III:

0

4

Денарии М. Брута и Кв. Помпония

0

5

Статер ΚΟΣΟΝ
(по мнению автора - принадлежавший к чекану Котиса IV)

0

6

вроде, монеты козона не встречаются на территории фракии.

0

7

Что Вы считаете территорией Фракии?

0

8

Теория "лагерного чекана" в принципе жизнеспособна. Что-то типа сикуло-пунийского "маханата" и т.д.
По легенде - "проглатывание" среднего слога в поздних греческих и ранних византийских надписях встречается. Характерно это и для средне-новогреческого языка.
Но окончание "ΩΝ" (именно через Омегу) - это окончание множественного числа. Характерно оно для полисного чекана.
То-есть, если принять за основу слово "Котис", то надпись будет переведена как "Котисов" а не "Котиса".
Так что, если развивать теорию, то нужно задуматься над тем, является ли слово "Котис" именем собственным, или титулом-прозвищем царя-вождя-военачальника. Во втором случае - теория жизнеспособна.

0

9

Так что, если развивать теорию, то нужно задуматься над тем, является ли слово "Котис" именем собственным, или титулом-прозвищем царя-вождя-военачальника. Во втором случае - теория жизнеспособна.

Кроме имени Котиса в этом роду мы встречаем и другие имена - см., например, отца Котиса IV и сына Котиса II.

0

10

Sextus Pompey написал(а):

Кроме имени Котиса в этом роду мы встречаем и другие имена - см., например, отца Котиса IV и сына Котиса II.

Да, но их чекан не найден, скорее всего его и не было. Может, они вообще не царствовали ?
Может "Котис" - что-то вроде династического имени, или "фамилии"?

0

11

Садал явно царствовал - об этом есть прямое упоминание источников.
Что касается родового имени - то я согласен. Как "Птолемеи" или "Селевки" с "Антиохами"...

0

12

Sextus Pompey написал(а):

Что Вы считаете территорией Фракии?

примерно Болгарию, в отличие от Румынии, откуда козоны вроде как происходят

0

13

Vlad написал(а):

в отличие от Румынии, откуда козоны вроде как происходят

Это Илиеску выдумал, уж очень румынам хочется "великую историю" иметь...ну хотя бы помечтать...пофантазировать. :hobo:

0

14

Римляне и эллины считали Фракией земли к северу от Македонии - вплоть до Ольвии, Карпат и Паннонии. В тексте я несколько раз подчеркиваю, что речь идет и о задунайских фракийцах, до есть даках:

В 60 – х гг. до н.э. во Фракии создается крупное государственное образование во главе с задунайским гетом Буребистой. «Буребиста, гет, достиг верховной власти над своим племенем, - писал Страбон. – Ему удалось возродить свой народ, изнуренный длительными войнами... Он стал внушать страх даже римлянам, так как безбоязненно переходил Истр, разоряя Фракию вплоть до Македонии и Иллирии; он опустошил также страну кельтов, смешавшихся с фракийцами и иллирийцами, а бойев, бывших под властью Критасира, и таврисков совершенно уничтожил».

О Котисе IV:

Вождей гето-дакийских племен после распада государства Буребисты мы хорошо знаем по письменным источникам.

"Даки засели за горами. При царе Котисоне, когда Данувий, затвердев от стужи, соединял берега, они обычно совершали набеги и опустошали окрестности".

Как представляется, государство Буребисты и после Косона IV занимало северный склон Родоп, северный берег Дуная и будущую римскую провинцию Дакию - то есть без степей Паннонии. Южнодунайские земли - территория фракийцев - одриссов, из которых выходит род Котисов.

0

15

Статья из БСЭ:
Фракийцы,общее название группы индоевропейских племён (см. Фракийский язык), населявших в древности С.-В. Балканского полуострова, а также С.-З. Малой Азии (геты, бессы, одрисы, даки, трибаллы и др.). Первоначально Ф. занимали территорию до Адриатического моря, но около 13 в. до н. э. были оттеснены на В. иллирийцами.

0

16

Sextus Pompey написал(а):

Южнодунайские земли - территория фракийцев - одриссов, из которых выходит род Котисов.

вот это утверждение как раз и соответствует моему представлению о территории фракийской государственности.

лично мне, в любом случае, привязка козона к котису через котизона выглядит натянутой. Впрочем, это просто субъективное ощущение из серии верю - не верю :)

0

17

Меня же, напротив, более всего убеждает в этом тот факт, что письменные и эпиграфические источники никак не подтверждают наличия на околоримских территориях такого могущественного царя, как Косон. Царя, чеканившего золотые монеты с проримской тематикой. При том, что мы знаем из этих источников несколько десятков более мелких вождей...

0

18

А что болгары пишут про предков?

0


Вы здесь » Античная Нумизматика » Статьи и материалы » Статер Косона - проблема принадлежности