Форум Геннадия Бордукова

Античная Нумизматика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная Нумизматика » Античные монеты » Афинская тетрадрахма


Афинская тетрадрахма

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Для поддержания греческой тематики на Форуме, показываю свою
афинскую тетрадрахму. К сожалению, на ней - тестовый разрез, который нанёс определённый ущерб и лицевой стороне. Без этого разреза, очевидно, эта монета бы оказалась мне не по карману...

0

2

Очень красивая! Стиль и мастерство истинной классики.  :rolleyes:
А у вас случайно мелких фракций нет? Драхм и меньше?
Кат соверщенно не портит.  :nope:

0

3

Спасибо на добром слове. Я был сражён красотой этой монеты. Аукционное фото было исключительно удачным. Я так и не сумел добиться нужного освещения, чтобы поймать "архаическую" улыбку Афины. К сожалению, драхм и фракций нет.

0

4

Вопрос по изображению Афины.
Что было образцом для этого изображения? Какая-то статуя богини или произвольный эскиз художника, глядя на который граверы уже резали штемпели?

0

5

Думаю, резчик смотрел на предыдущие выпуски монет: вот несколько архаичных "предшественниц" классической Афины. Имхо, эволюционное развитие заметно - каждый последующий резчик старался улучшить портрет. Ну а самая архаичная - весьма примитивна и схематична.  :'(

0

6

На таком уровне мне понятно.  :blush:
Изначально - что послужило прототипом для изображения? ВЕдь известна масса примеров, когда то или иное изображение срисоввывалось со статуи (или картины?) Есть какие-нибудь мысли исследователей по этому поводу?
Как продолжение вопроса: на статерах Ал. III на шлеме Афины на некотрых типах изображен Грифон, на других змея. Откуда это различие взялось? Если представить "произвол" резчиков, то почему мы имеем только два рисунка? Ведь разных изображений на античных касках множество! А здесь устоявшаяся иконография. Имеют эти явления (изображения на тетрах Афин и статерах Алек. Мак.) параллель между собой?

0

7

Арета написал(а):

Как продолжение вопроса: на статерах Ал. III на шлеме Афины на некотрых типах изображен Грифон, на других змея.

Ну изображение на шлеме несомненно имело некий смысл: произвола резчиков там явно не было. Насчет Афины на статерах АМ: для греков стандартное сопровождение Афины - змея, как символ мудрости. Насколько я помню, химер на греческих штемпелях не было, это - заимствование с Востока. Имхо, объяснение появлению химер на шлеме Афины надо искать в культуре египтян, персов или других азиатов (я в этой части ойкумены слаб...)
Может, это как-то связано с неким отрицательным восприятием змеи в египетской или персидской религиях?  :unsure:

Отредактировано Xintaris (2009-01-18 00:28:16)

0

8

Ну эти религии в таком македонском оффициозе, как чеканка царской монеты, кажется непричём. Т.б. змея у египтян... Вспомни УРЕЙ на коронах фараонов. И ГРИФОН - это не химера. НА счёт его наличия на других шлемах сейчас точно не скажу, но на монетах и на других памятников его много.
НАдо прикинуть п дворам, м.б. и выйдет зависимость. ТИпа: на европейских - грифон, на азиатских - змея. НАпример на Вавилонских статерах - змея есть.

0

9

Net, na evropejskix vsegda zmeja. Grifon - Vostok.

0

10

Вот это- изображена змея, а двор ВАВИЛОН.

0

11

Это не знаю, на греческих грифонов нет, 100% грифоны - нововведение с Востока (даже не с греческого (Азия Минор), а дальше). По этой монете - может быть она ранняя, а потом поменяли (гипотеза... :tomato: )

0

12

Ууу... Как ты усложняешь! Думаю, ответ надо в другом месте искать.
Про грифонов - м.б. не всё так просто. ПОявление их на шлеме богини, чей внешний вид был хорошо известен и закреплен правилом - для этого должна быть причина уходящая в теологию.

Отредактировано Арета (2009-01-18 02:59:47)

0

13

Арета написал(а):

для этого дожна быть причина уходящая в теологию.

Так и я о томже!!!
Но не в греческую, имхо...

0

14

А в какую?
Афина - чья богиня? Что у вас пишут?  :D

0

15

Интересно, самый ранний грифон на шлеме Афины был на драхме Фарсала (Фессалия) ~ 424-404 год и на гекте Лесбоса Фокеи ~440-395 год.
Так что моя версия о заимствовании с Востока отпадает...
Но вообще грифон - ионийская креатура. Они же принесли его в Северную Грецию (Фракия, Македония) после подавления революции.

Отредактировано Xintaris (2009-01-18 05:12:11)

0

16

Xintaris написал(а):

Интересно, самый ранний грифон на шлеме Афины был на драхме Фарсала (Фессалия) ~ 424-404 год и на гекте Лесбоса ~440-395 год.

Если есть возможность, давать фото приводимых в пример монет, или ссылки на архивные изображения :shine:

0

17

Троянский Свин написал(а):

давать фото приводимых в пример монет

Как раз это и собирался сделать...

0

18

А змея когда, на каких?
ПОчему на афинских тетрах этих животных нет, только растительный побег и оливковый венок, а на монетах других городов они появляются в том же 5 в. до? И эта форма была закреплена чеканкой царских статеров Македонии.
ВЕрнусь к началу вопросов. Что могло быть прообразом, с которого облик богини был перенесен на монеты?

0

19

Арета написал(а):

А змея когда, на каких?

До элленистической эпохи змеи на шлеме не было. Единственный вариант: одна из трактовок гекты Фокеи, где на украшении шлема якобы имеется змея (сзади; кстати такая гекта есть у нас в магазине http://narod.yandex.ru/shop.xhtml?site= … =4&n=6 )
Но тут две проблемы:
во-певых, не факт, что это змея;
во-вторых, датировка этого штемпеля расплывчата ( 387-326): я все-таки предполагаю, что это 2-я половина века, так как шлем и не аттический и не коринфский, а "псевдокоринф" - как "кепка"...

Арета написал(а):

ПОчему на афинских тетрах этих животных нет, только растительный побег и оливковый венок, а на монетах других городов они появляются в том же 5 в. до?

В 5 в. у меня только два примера:
Фокеа - ионийский город: возможно, гибрид с монетами Тэоса. Да и вообще - грифон у ионийцев сплошь и рядом.
Фарсалос - никто не знает. Вообще этот город один из самых непонятных в Греции, кто там жил какое племя - неизвестно. Но современные коренные фессалийцы и фарсалиоты в особенности всерьез считают себя потомками мирмидонов...
Я бы обратил внимание на то, что стиль этих двух портретов (Фарсалос и Фокеа) удивительно похож. Возможно, и в Фарсале чеканили ионийцы (позже (4-3в) например, известные "родосские торговцы" в Фессалии чеканили свою псевдородосскую монету)
Так что, массового применения этих креатур до элленизма не было.

Арета написал(а):

Что могло быть прообразом, с которого облик богини был перенесен на монеты?

Не думаю, что найдется ответ на этот вопрос.
Неизвестно даже, чем был вызван переход от ваппенмюнцен к совам. Неизвестны и предшественники ваппенмюнцен (считается, что до 540 г. у Афин не было монеты, хотя Солон в своих законах-стихах упоминает χρηματα (деньги), а он умер до 563 г.). Да и не так уж была развита скульптура в рассматриваемый период (530-510 г). Я думаю, скульптурного прототипа не было. Знаменитая "классическая" эпоха началась позже, когда совы уже имели тот вид, как и на монете Весонтио.

Отредактировано Xintaris (2009-01-18 05:17:38)

0

20

Вопрос о том, был ли скульптурный прототип или нет - сложный.
Наверняка исследователи им задавались и работали серьёзно, чтобы на него ответить аргументировано. Из общих соображений, конечно, да. По моему (безграмотному) мнению Афина на тетрадрахмах напоминает куру периода архаики. По-видимому, такая и стояла в пятом веке в каком-то храме.
Какова была логика принятия решения и его исполнения в Афинах.
Правительство (архонты или кто-то) ещё приняло решение о чеканке монеты из обнаруженных месторождений серебра. Причём решение это было достаточно амбициозным. Монеты должны были нести символы Афин.  Однозначно - изображение богини. Мне кажется неизбежным, что такое решение могло быть доведенным до уровня исполнителей с точным
указанием, откуда это изображение надо взять. В течение пятого века мастерство скульпторов росло стремительно, равно как и мастерство гравёров. Старая культовая статуя была заменена на новую, гораздо более
современную (кажется, старая была разрушена в 480 до н.э.). Однако с модификацией на монете прошлось повременить. Есть даже теория, что сделано это дабы не подорвать собственный авторитет. Тем не менее имелась медленная эволюция и изображение глаз становилось постепенно все более и более естественным.

0


Вы здесь » Античная Нумизматика » Античные монеты » Афинская тетрадрахма