Форум Геннадия Бордукова

Античная Нумизматика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная Нумизматика » Статьи и материалы » "Двенадцать "цезарей" Востока"


"Двенадцать "цезарей" Востока"

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

Наверное будет интерсна и познавательна такая ветка. ПОсвящена будет некоторым правителям античного Востока. Быстро заполнять её не смогу, рабочий трафик-по-графику. И хотелось- бы вашей помощи с отбором  персон! Ирод, Митридат, Тигран, Арета (Маликус, Ободат?), Зенобия (Вабалат), Клеопатра, можно "подвязать" Помпея и Марка Антония, ... Кто еще? Мельчить до уровня Зенодора, Ману VIII и т.п.? Монеты есть далекоооо не всех, так что некоторых придется либо таскать откуда-нибудь, либо ждать когда придут...
Начну с Ирода (статья писалась в 99 для "Караван историй" к Миллениуму, но редактор сочла её слишком научной).
За монетку -извиняйте! Пока такая, но есть предпосылка к улучшению  :shine:
Гончаров Евгений.

ИРОД ВЕЛИКИЙ.
Когда Евангелист Матфей писал об избиении младенцев,– со смерти Ирода, которой это событие предшествовало, прошло более 40 лет. Уже мало кто  мог подтвердить или опровергнуть этот факт. Слишком насыщенной была история Иудеи 1 в. н. э., и слишком распылен по Земле её народ. Да и сама народная память об Ироде не способствовала развенчанию даже самых неправдоподобных мифов.
*****************************
     Историю Ближнего Востока и Римской республики этого периода невозможно описать или представить без рассказа об осно-вателе идумейской династии в Иерусалиме. Не имея прав на царский престол, Ирод не только сумел стать царем Иудеи, но и сделать это государство ведущей политической и экономической силой региона. Наиболее точную сжатую характеристику этому царю дал римско-еврейский историк Иосиф Флавий:
«Это был человек, одинаково жестокий ко всем, необузданный в гневе, попиравший справедливость, но притом он пользо-вался большей удачей, чем кто-либо другой. Ведь он, происходя из простого звания, добился царского сана и, несмотря на тысячи опасностей, всегда ускользал от них, сумев при этом дожить до преклонного возраста. Что же касается его домашней обстановки и его сыновей, то и здесь все соответствовало его личным желаниям и стремлениям, потому, что он мог радоваться тому, что сумел совладать с ними как со своими врагами. Мне, однако, он и в этом отношении представляется человеком крайне несчастным».
     Род Ирода, богатый и могущественный на своей родине – Идумее (см. карту, ссылка в конце текста), стараниями его отца оказался приближенным к семье царей-первосвященников Иудеи. При последнем из них, Гиркане, власть идумейской семьи превзошла все дозволенные законом границы, что вызывало массовое недовольство, как среди высших слоев еврейского общества, так и среди простых жителей. Пользуясь покровительством Гиркана и Юлия Цезаря, Ирод начал свое движение к престолу с поста наместника Галилеи.
     Будучи частным лицом и не имея права распоряжаться жизнями  поданных царя, наместник разгромил один из парти-занских отрядов, оставшихся от предыдущей гражданской войны и казнил захваченных в плен сопротивленцев. За это самоуправство он был привлечен на суд Синедриона. Члены суда были поражены, когда вместо жалкого, просящего о помиловании человечка, перед ними предстал молодой парень в богатой одежде, с праздничной прической и отрядом телохранителей. Воспользовавшись замешательством Суда, Ирод покинул Иерусалим, и вернулся под  стены города уже с армией. Только отец и брат сумели отговорить его от нападения на город и захвата членов Синедриона. Это событие, в котором косвенно были замешаны римский наместник Сирии и командующие римскими отрядами, дислоци-рованными в приграничных областях, наметило две магистральные линии Иродова правления, – давление на еврейское население, предпочитавшего жить по законам Талмуда, и всесторонняя зависимость от римской политики, поддержание римского языческого религиозного и культурного влияния.
    В многолетней гражданской войне Ирода (уже наместника Сирии) и его семьи с законными наследниками короны, на стороне первого выступали римские войска и отряды нееврейского населения иудейских провинций; коренное население практически полностью выступало за легитимную семью Хасмонеев. Женившись на дочери Гиркана, Мариамне, Ирод не добился лояльности народа, который с большим сочувствием к ней и ей детям следил за семейной трагедией в царском дворце. Нескрываемое рвение идумейца к царской короне иерусалимская знать пыталась умерить посольствами к его патрону, римскому полководцу Марку Антонию. Не желая лишаться мощного рычага воздействия (каким являлся Ирод) на беспокойное царство, к тому же щедрого на финансовую поддержку, Антоний солдатской силой разогнал эти посольства, даже казнив пленённых парламентеров.  Одним из поводов к такому обращению со сторонниками Хасмонеев, была передача ими Иерусалима врагам римлян – парфянам. Ирод срочно эвакуировал из города семью и ближайших сторонников. Проходя через мятежные районы Иудеи этот маленький отряд, подвергался нападениям еврейских партизан, впрочем, благополучно отбитых. Женщины и дети были размещены в скалистой крепости Масаде, над берегом Мертвого моря. Сам же искатель царского венца ушел в Египет, к знаменитой Клеопатре, знакомой Ироду по пребыванию в резиденциях М. Антония.
     Венчание Ирода на царство произошло в Риме под покровительством М. Антония. Крупные денежные подарки, сделанные идумейцем сенаторам и Октавиану Августу, помогли последним принять положительное решение, несмотря на всю противозаконность выдвижения Ирода. Его легитимный антагонист сделал крупный стратегический просчет, изуродовав захваченного в плен царя Гиркана , т.е. последний царствовать уже не мог, а сам соперник был неприемлем для римской администрации.
     Ирод прибыл в свое царство в короне и с армией. Поход на Иерусалим собрал вокруг нового царя всех его сторонников. Взятие города сопровождалось избиением не только сопротивлявшегося противника, но и городского населения. Что бы спасти оставшееся жителей от жестокости и жадности иноземцев Ирод  заплатил солдатам и командирам награду за взятие священного города из своей казны. Вокруг Храма, главной святыни иудеев, была выставлена охрана, и попытки римлян разграбить его подавлялись силой. Т.е. с самого начала своего царствования Ирод пытался сохранить национальную святыню и соблюсти самые важные из законов. Но ни этот шаг, ни последующие, не были оценены подвластным народом и всю жизнь царь не мог полностью опереться на него, что не располагало Ирода к сближению с поданными. Под знаменами его армии евреи одержали крупную победу над арабами. Неудачная вначале война, произошедшее в эти же дни катастрофическое землетрясение сломили дух народа, и только царь, своей волей и убедительными словами собрал и мобилизовал жителей Иудеи на продолжение войны. Пострадавшие от землетрясения получали от государства паек; хлеб, закупленный в Египте на царские деньги, раздавался и пострадавшим жителям других, пограничных, стран.
      В месяцы этой же войны в средиземноморском мире произошло другое определяющее событие. В 39 г. до н.э. в битве при мысе Акции флот Октавиана Августа разбил флот М. Антония, который, ослепленный любовью к Клеопатре, бросил армию и веривший ему народ на произвол судьбы. Ирод, выступавший на стороне Антония, но презиравший и боявшийся Клеопатру, вынужден был оправдываться перед новым властителем мира императором Августом. Прибыв в Родосскую резиденцию, царь Иудеи выступил с такой речью:
«…Если ты, гневаясь на Антония, сочтешь, что я  виновен в своих дружеских чувствах, то я не стану отрекаться, и готов еще раз открыто подтвердить мою приязнь к нему. Если же ты, не взирая на Антония, посмотришь, каков я к своим благодетелям, и каков я в дружбе, - то ты имеешь доказательства в виде содеянного мной. Переменилось имя, - из этого еще не следует, что моя дружба пошатнулась к тому, кто является заместителем и преемником моего друга».
Умение Ирода держать себя по царски достойно и, в то же время, по побежденному скромно было оценено римлянином. Ав-густ не только сохранил ему царский венец, но и сделал своим ближайшим помощником в регионе. Последующие годы были апогеем царствования Ирода, после чего он и стал Великим.
     Колоссальные средства, шедшие от налогов и торговли расходовались царем на строительство и подарки императору, сена-торам и прочим придворным в Риме. Карта Иудеи накануне рождения Христа пестрит городами, названными в честь покровителей идумейской династии или родственников Ирода. Архелай, Фазаелида, Александрион, Антипатрида, Кесария, Иродион, Гирканион, Агриппион, Антония – это не полный список основанных вновь или перестроенных городов этого периода. Кроме них страна покрылась театрами, языческими храмами, ипподромами. В цирках проводились игры, посвященные Цезарю Августу; для греко-римского населения страны устраивались бои гладиаторов или травли зверями. Все перечисленное рассматривалось ортодоксальными иудеями как вопиющее нарушение Закона и ставилось в вину Ироду.  В столицу мира, чем виделся в Средиземноморье Рим, из Иерусалима направлялись посольства с требованиями воздействовать на царя, поправшего ниспосланные свыше законы. Но ни одно из них не достигло результата. Царь Иудеи не делал ничего, что бы противоречило римским законам, религии и менталитету. Поэтому бои в цирках, атлетические соревнования, украшение городов и храмов статуями и картинами продолжались в течении всего правления Ирода.
     Не почитание законов сказалось и в манипуляциях царя с первосвященниками. За время своего правления царь сменил шесть предстоятелей перед Всевышним. Одного из них, последнего представителя династии священников Маккавеев, по приказанию Ирода утопили. Поводом послужила симпатия к нему всего народа и боязнь царя, что он станет  знаменем для тлеющего бунта. Попытки физического устранения происходили неоднократно. Однажды дворцовый шпион (ими была наводнена страна), выдал нескольких заговорщиков. Парней поймали с кинжалами, спрятанными под одеждой во время  праздника, когда они старались пробраться к царю. После допроса, на котором арестованные сказали, что нисколько не раскаиваются в затеянном и видят себя борцами за освобождение народа от тирании, их казнили.  Воз-мущенные жители города разорвали доносчика на кусочки.
     В то же время, Ирод разобрал и построил заново главную святыню иудеев – Храм. Колоссальное сооружение, украшенное колоннадами и мраморным декором построили в короткие сроки. Священные участки здания воздвигались специально обученными раввинами, что бы  ни один язычник или непосвященный в сакральные тайны религии Моисея не прикасался к  святыням. Фасад здания был украшен позолоченной фигурой орла. Это изображение вызывало массовое раздражение в среде верующих, поскольку нарушало один из главных законов иудаизма.
Уже в конце царствования Ирода, несколько молодых людей, вдохновленные напутствиями раввинов, сбросили и разбили статую. Смутьяны были схвачены и представлены во дворец. Убежденные в абсолютной богоугодности своего поступка и награждения в другой жизни, они не признали вины и были казнены. Двуличная политика Ирода в отношении иудаизма, его священников и верующих объясняется так же, как и все его поступки и деяния. Маниакальная, всепоглощающая и всеуничтожающая (как мы увидим ниже), жажда власти, реализовавшаяся и требовавшая своего сохранения, не могла позволить царю подчиняться какому-либо закону. Принявший иудаизм, но не ставший этническим евреем; ставший царем Иудеи, но не признанный основным её населением, Ирод не чувствовал кровной связи с этой землей и её людьми. Его приближенные, отражая общий настрой в царском доме, говорили, что идумейцы приняли иудаизм не для того, что бы подчиняться евреям. Один из них даже предлагал Идумею в подчинение Клеопатре, что бы избежать иудаизации её народа. Соблюдение Закона, подчинило бы Ирода власти первосвященников. Но разве это оправдало бы те жертвы, которые были брошены сперва претендентом, а потом и венценосцем, в пламя борьбы за престол? 
     Он признавал над собой власть только одного человека – римского цезаря. Рим был далеко, а римляне падки на денежные подношения и формальные знаки подчинения, – признавая свою зависимость от них, Ирод оградился ею от давления иудейских священников-законоведов. Этим и объяснялись постоянные отсылки с послами серебра и золота, строительство в честь Августа и его родственников городов, Храм Кесаря в Цезарее, пропаганда римско-эллинистического образа жизни. Признай Ирод власть иудейского закона, он сразу бы лишился покровительства из Италии, и, возможно, его страна была бы обращена в обычную римскую провинцию, подобно Сирии и Египту. Так, в конце концов, и случилось через 73 года после его смерти.
     Пополнение царской казны, огромные суммы подарков, грандиозные строительные планы в Иудее, помощи различным го-родам за её пределами требовали дополнительных источников доходов. Метод их получения был выбран самый незамысловатый. Масса недовольных Иродом и его политикой граждан, преимущественно состоятельных, поддерживала постоянное брожение в стране. Царский двор был вынужден развивать систему внутреннего сыска и контроля за состоянием умов в отечестве. На рынках, улицах, в собраниях, во дворцах знати, везде присутствовали слухачи и сборщики информации, доводившейся в замок Антония в Иерусалиме . Наиболее недовольные подвергались проскрипци-ям, – их самих казнили, а имущество отходило в царскую казну, недвижимость продавалась. Жалобы евреев императорским наместникам соседних областей оказались безрезультатны. Удаленность Цезаря и его удовлетворенность политикой иудейского царя в отношении императорской власти, развязали царю руки в своей стране и семье.
В древней Иудее многоженство запрещено не было. Ирод имел нескольких жен, и от каждой из них были дети. Первая же-на, происходившая из простолюдинов, еще до его коронации родила сына Антипатра. Вторая - Мариамна, из царского рода, сыновей Александра и Аристовула. Вот с этими детьми и Мариамной связаны самые трагичные события в истории Ирода.
     Мариамна была самой любимой женой царя, ей позволялось говорить и делать гораздо больше, чем кому-либо во дворце. Ослепленного любовью Ирода обуревала жгучая ревность, что и стало причиной гибели любимой женщины. Ради неё и ее детей, воспитывавшихся при цесарском дворце в Риме, из Иерусалима был изгнан старший сын Антипатр. Но царица не простила Ироду лише-ния царственности её рода, казни деда Гиркана и брата. Постоянные упреки с её стороны, и продвижение своих сыновей вызвали противодействие среди родственников царя, и семейная распря начала  шириться.
     Александр и Аристовул имели право на престол как потомки легитимного царского рода, Антипатр же, как сын царя по старшинству. Вот по этой черте и прошел разлом внутри семьи Ирода, обитатели дворца разделились на два лагеря. Антипатр оказался наиболее деятельным. Лицемерие, лесть, подкупы слуг и чиновников, шпионаж, наушничество, провокации – это не полный набор средств, использованных наследником для устранения возможных конкурентов.
На руку ему сыграла и казнь Мариамны. Когда Ирод уезжал на Родос и судьба его ясна не была, он приказал одному из бли-жайших слуг убить царицу, если придут вести о его гибели, – царь не мог представить, что после его смерти жена станет еще чьей-то супругой. Слуга в споре случайно проболтался об этом приказе. По возвращении утвержденного на царстве ревнивца, Маримна вос-пользовалась рассказом слуги для новых упреков. Взбешенный Ирод, заподозрив измену, казнил и слугу и жену. Но ярость сменилась приливом любви и раскаянием: царь  долго не позволял хоронить набальзамированное тело, разговаривал с трупом и просил у него прощения.
     Сыновья Мариамны, оставшиеся последние истинные царе-вичи, вели себя так же свободно и бесстрашно, обвиняя отца в смерти матери и всей её семьи. Ирод (к тому времени начавший подозревать «всех и вся» в заговорах и попытках его убийства), призвал Антипатра, как защиту от нападок братьев. Антипатр уцепился за возможность занять престол и запустил адскую машину, ставшую причиной гибели многих людей и, в конце, его самого.  В его кознях самое деятельное участие принимали родные брат и сестра Ирода.  Верховные судьи, решавшие все наследственные вопросы в вассальных царствах, находились в Риме. Два раза братьям удавалось оправдаться с помощью своих друзей и родственников. Снять обвинения в заговорах, подготовке дворцового переворота, попытках отравить отца и притязаниях на иудейскую корону . Но Антипатр не успокаивался и добился своего: Ирод вытребовал у Августа разрешения действовать по своему усмотрению и казнил своих сыновей.
     После этого деяния Ирод сам стал мишенью для алчущего царствования сына. Старому царю доносили, что его ближайшие родственники собираются в компании, гуляют, развлекаются и при этом обсуждают вопросы его свержения. Антипатр говорил, что его отец задержался на престоле, что жизнь проходит, и он не успеет поцарствовать. Узнав истинные намерения своего отпрыска, Ирод взялся пересматривать завещание и порядок наследования. От казненных братьев остались дети, которые так же имели право получить царский венец. Что бы нейтрализовать малолетних конкурентов, Антипатр кого-то усыновил, кого-то обручил со своими детьми. Видя, что отец ему уже не доверяет и рассматривает возможность лишить его престола, первенец решился форсировать события.
Для избавления от царя из Египта был привезен яд. Но благодаря бдительности друзей и верных слуг об этом стало известно Ироду и, в свою очередь, отец стал готовить погибель своему сыну. Дворцовые «чистки», следствия, пытки представили воочию всю масштабность заговора. И без того маниакально подозрительный царь, убедившись в верности своих наихудших подозрений, толпами отправлял низших слуг и чиновников на казнь, а высших в царскую тюрьму-крепость Иерихон. Для окончания процесса не хватало только самого Антипатра, отбывшего в Рим для создания лагеря сторонников. Когда он вернулся, уже не было никого, кто бы мог предупредить его и помочь бежать. Схваченного  царевича так же заточили в Иерихоне, а в Рим отправился посол с просьбой  поступить с мятежным сыном по отцовскому усмотрению.
    К этому времени царь был тяжелейшим образом болен. В народе считали, что это Бог послал ему за сотворенные беззакония  болезнь желудка и червей, которые раздражали его открытые язвы, от него шла такая вонь, что он сам с трудом мог дышать.
     Убедительные слова посла решили участь Антипатра, Август дал разрешение на любые действия в отношении заговорщика. Когда посол покидал дворец, кесарь, вспомнив, что Ирод иудей, сказал:
«Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».
На состоявшемся судебном процессе Антипатру, несмотря на все попытки вывернуться, вызвать жалость или перенести ви-ну на своих сообщников, не удалось отстоять свою жизнь. Слишком много материалов было собрано следствием, и слишком грамотный обвинитель выступал против него. Казнь стала вопросом времени.
     Но сразу по окончании заседаний Ироду стало крайне плохо, и по стране распространились слухи о его смерти. Чувствуя приближение неминуемого, царь приказал собрать на ипподроме несколько сотен представителей  самых знатных еврейских родов. Их необходимо было казнить, когда его жизнь прервется. Идея, ради чего должно было свершиться это безумие, потрясает совей циничностью: зная как много людей в Иудее желает ему гибели, Ирод решил таким образом заставить всех молиться о продлении его жизни и оплакивать его кончину вместе со смертью близких, закрытых на ипподроме. Услышав о мнимой смерти отца, Антипатр стал упрашивать стражников выпустить его, что бы он мог занять освободившийся престол. Начальник караула сообщил об этом во дворец. Ирод сразу же приказал казнить сына, что и было исполнено. Через пять дней сам царь скончался.
    Назначенные в жертву, томившиеся в ожидании смерти под лучами южного солнца на ипподроме, заключенные были выпущены.
******************************
    Никаких известий о массовом избиении младенцев, будущих царей царства Иудейского, история не сохранила. Ирод убивал только своих детей, претендовавших на это звание. Вот этот факт в виде народного исторического предания и был записан Матфеем:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: « Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо нет их…».

Фотографии Цезареи –  http:

Иллюстрации – карта Иудеи 1 в. до н.э. – http://bible.skiftel.ru/map2.htm

изображение Иерусалима на древней мозаике. - http://www.snunit.org.il/njeru/pbiz9.htm

Отредактировано Арета (2009-01-12 10:45:16)

0

2

Замечательная статья.
Читал с удовольствием.
;)

0

3

sehr schon!

ochen' ponravilos'

0

4

Да, прекрасно изложено: очень познавательно и не занудно...

0

5

Продолжение следует!
Если кто-нибудь захочет подложить монетку в написанную статью-  :cool:

Отредактировано Арета (2009-01-12 10:27:56)

0

6

"И́род I Великий (ивр. הוֹרדוֹס‎, Хо́рдос; лат. Herodus, Ге́родус; в русском языке — Ирод от традиционной среднегреческой передачи) (около 73-74 гг. до н. э. — ум. 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н.э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40 — 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.

Ирод получил иудейский престол по решению римского сената, в 37 г до н. э. Захватив Иерусалим и установив контроль над страной, Ирод казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев. Таким образом была подорвана политическая сила Синедриона и он превратился лишь в религиозный суд, не оказывавший никакого влияния на практическое законодательство. Ирод присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу.

Во время его правления Иудейское царство имело приблизительно те же границы, что и во времена царя Давида. Оставаясь вассалом Рима, в Иудее []он правил вполне самостоятельно и привёл страну к экономическому и культурному процветанию[/b]. Важнейшим делом Ирода Великого была постройка ноbвого Иерусалимского храма.

Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, Ирод восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Шомрон он переименовал в Себастию — от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню — в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города.

Несмотря на стремление Ирода укрепить свои трон, евреи относились к нему с недоверием, так как видели в нём иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. Чтобы примирить с собой народ, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Ему, однако, так и не удалось установить доверительные отношения с еврейским народом. Этому отчасти способствовало и то обстоятельство, что Ирод в восстановленных им городах строил ипподромы и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, финансировал гимназии, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. ..."

Я скопировал часть текста из Википедии. Как мы видим, здесь акценты расставлены несколько иначе. Мне видится, что Ирод был достаточно мудрым и прогрессивным политическим деятелем. Прогрессивным - ибо Рим в это время нёс прогресс.
Поясню свою мысль. Чуть ранее, Галлия была завоёвано Римом. некоторые историки даже обвиняют Юлия Цезаря в геноциде. Однако эпиграфические памятники показывают, что уже через несколько десятилетий галлы захотели жить как римляне.
Добротные жилища, водоснабжение, развитая транспортная система, безопасность,
культурный досуг - театры, амфитеатры, термы... Современные историки говорят, что уровень жизни рабов был выше, чем крестьян в эпоху феодализма.

То, что Ирод правил чуть ли не 40 лет, говорит о его политической прозорливости. Кстати, приведённый выше текст, говорит о том, что у него было немало преданных сторонников. Что касается жестокости - в античности очень мало примеров "гуманных" правителей, особенно в изложении христианских писателей. Да и в новое время цари и "цари" не очень себя ограничивали в "крутых мерах", в том числе и к членам своей семьи.

Отредактировано Vesontio (2009-01-12 16:43:33)

0

7

Vesontio написал(а):

Как мы видим, здесь акценты расставлены несколько иначе. Мне видится, что Ирод был достаточно мудрым и прогрессивным политическим деятелем. Прогрессивным - ибо Рим в это время нёс прогресс. Поясню свою мысль. Чуть ранее, Галлия была завоёвано Римом. некоторые историки даже обвиняют Юлия Цезаря в геноциде. Однако эпиграфические памятники показывают, что уже через несколько десятилетий галлы захотели жить как римляне. Добротные жилища, водоснабжение, развитая транспортная система, безопасность, культурный досуг - театры, амситеатры, термы...

Очередное подтверждение того, что "историю пишут победители" (с). :unsure:
Так-же, в случае победы Гитлера во Второй Мировой, говорили бы, что он принес на захваченные территории дисциплину, прогресс, порядок... :sceptic:
Вопрос только в цене процесса :angry:

0

8

Ирод, правда, особо никого не захватывал. Территория его государства была примерно в тех же границах, что и Давида. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что Идумея - это часть Палестины между Газой и Мёртвым морем. Так что Ирод (идумеянин) был не большим иностранцем для Иудеи, чем Иисус (галилеянин).

0

9

Vesontio написал(а):

Ирод, правда, особо никого не захватывал.

А я в своем сравнении говорил не о Ироде ;)  а об этой фразе :playful:

Vesontio написал(а):

ибо Рим в это время нёс прогресс.

Что же касается именно Ирода, то тоже имеет смысл сравнить достижение цели с ценой , затраченной на нее. :sceptic:

0

10

Из статьи Гончарова следует, что Ирод не "избивал младенцев". Народное предание, которое отражало борьбу с заговорами внутри царской семьи... Там вопрос стоял просто: "или - или". Боролся с теократией, достаточно мрачной и жестокой. Именно теократы осудили Христа. Тем не менее, с определёнными традициями не порывал - реконструировал Xрам. Под римским протекторатом, получается, страна процветала. И так было почти столетие.

Я эти вопросы никогда детально не изучал. Но когда читаешь историю, написанную "победителями" (правда, не очень ясно, в данном случае, писали ли её победители), то задаёшься вопросом, что было в реальности, а что придумки, дабы
завлекательнее было читать. И видишь,  с одной стороны -  масштабное строительство(руины и названия городов сохранились по сей день), а с другой - обвинения на уровне сплетен о том, как варили яд и что рассказали знакомым убийцы.
На поверку оказывается, что многие оценки даны в контексте совершенно других эпох, с точки зрения другой морали.

Отредактировано Vesontio (2009-01-12 17:42:32)

0

11

Vesontio написал(а):

Из статьи Гончарова следует, что Ирод не "избивал младенцев".

При всем моем уважении к Гончарову, этот вывод следует не из его статьи, а из отсутствия исторических доказательств данного события ;)

Vesontio написал(а):

Боролся с теократией, достаточно мрачной и жестокой. Именно теократы осудили Христа. Тем не менее, с определёнными традициями не порывал - реконструировал Xрам. Под римским протекторатом, получается, страна процветала. И так было почти столетие.

Я думаю , у абсолютно любого правителя (особенно у кого срок полномочий достаточно длинный) можно найти ряд положительных моментов в правлении... Так же и отрицательных...
Мне кажется, для суждения в целом все упирается в средства, которые были затрачены на различные "мероприятия" и на то, чтоб удержаться у власти... :disappointed:

0

12

Vesontio написал(а):

задаёшься вопросом, что было в реальности, а что придумки, дабы завлекательнее было читать. И видишь,  с одной стороны -  масштабное строительство(руины и названия городов сохранились по сей день), а с другой - обвинения на уровне сплетен о том, как варили яд и что рассказали знакомым убийцы.

В том то и проблема, что все хорошее делается "напоказ", а то, за что история должна осудить, делается либо в тайне, либо оправдывается как необходимость...

0

13

По поводу "избиения младенцев" - мне кажется, что здесь сработала технология "черного PR". Слухи, бродившие в народе, подверглись кристализации и актуализации в контексте текущего момента - создания новой картины мира, где нужны "плохие герои" на попрании которых торжествуют "хорошие". А уж мертвый царь, некогда могущественный и всевластный, самая квинтэссенция "злых сил" и есть.
И Ирод и Иисус - не были евреями, но жили и действовали в рамках культурно-реллигиозной традиции сформировавшейся в Иудее и Израиле. Кто у нас сейчас понимает и воспринимает как "не русского" мордвина или удмурта. НО в определенных условиях этот "пункт" может выйти на передний план. С другой стороны: династию Романовых (пост-Елизаветинские колена) очень многие современники, да и ещё не так давно, называли немецкой, немцами. Но как её можно рассоединить с Россией, российской историей?
Так и Ирод и Христос.
Не могу сказать, что когда писал - проникся теплыми и нежными чувствами к герою этой заметки. Но недооценка, точнее завышенная плохая оценка его, в культурно-образованной среде Иудеи - очень заметна. Вспоминают его "анти-иудейские" деяния, но Стена плача - остатки Храма, построенного Иродом (хоть и на месте старого, но его).
Ирод для Иудеи напоминает Каракалу для Римской истории.

Отредактировано Арета (2009-01-12 18:11:55)

0

14

Арета написал(а):

в контексте текущего момента - создания новой картины мира, где нужны "плохие герои" на попрании которых торжествуют "хорошие". А уж мертвый царь, некогда могущественный и всевластный, самая квинтэссенция "злых сил" и есть.

Ничего не напоминает? :yep:
Еще совсем недавно в СССР любой предыдущий правитель оказывался чуть ли не врагом народа...
И его правление (культ личности, застой... и т.п.) мягко говоря неправильным...
П.С. Извините за флуд. :confused:

0

15

Извиняем!  :mad:
Про Ирода и Иудею продолжаем? Или всё уже?...  :whistle:

0

16

К сожалению, у меня нет ни одной монеты Иудеи.
По случаю дискуссии посмотрел, что там чеканилось. Интересно, что проримский правитель Ирод не отчеканил ни одной портретной монеты.

http://www.coinarchives.com/a/results.p … arch=herod

0

17

Vesontio написал(а):

Интересно, что проримский правитель Ирод не отчеканил ни одной портретной монеты.

Любопытно, почему?

0

18

Их бы не приняло население....
Сразу вопрос: "А почему римские монеты с портретами принимали?"
А вот и ответ: "Других не было."  :crazy:
А если серьезно - он же был по вере иудеем. Нет же и его статуй, в отличии от статуй римских императоров и пр. из того региона. Одно дело абстрактный орёл, имеющий двойное толкование: символ Рима и древний ближневосточный символ божественной, солярно-небесной, царской власти. Другое дело - персонифицированное изображение иудея.

0

19

Но последующие цари династии всё же чеканили монеты со своими профилями...
Пардон, с профилями римских императоров.

Отредактировано Vesontio (2009-01-13 18:01:25)

0

20

Кто?  :dontknow:
В SNG. Palestine- South Arabia портреты начинаются с Тиберия, портрет, правда, Августа.

0

21

Я может опять "с темы спрыгнул" :offtop: , сорри, но есть у меня один вопрос в развитие религиозных ограничений при чеканке:
известны несколько типов арабских ближневосточных монет с изображениями людей. Вроде, с исламом это никак не состыковывается: запрет Корана... Более того, некоторые монеты имеют изображения христианских святых (?), некоторые - явно элленистические портреты
Как это объяснить-то? :question:

0

22

Арета написал(а):

Кто?   
В SNG. Palestine- South Arabia портреты начинаются с Тиберия, портрет, правда, Августа.

http://www.coinarchives.com/a/lotviewer … p;Lot=2435

0

23

Xintaris написал(а):

запрет Корана... Более того, некоторые монеты имеют изображения христианских святых (?), некоторые - явно эллинистические портреты
Как это объяснить-то?

В Коране запрета нет, только в хадиссах (изречениях Мухаммеда). И он касается создания "изображений, дающих тень", то есть статуй. То, что его наиболее рьяные последователи возвели в правило и распространили на всё, касалось не всех и сложилось не сразу. Посмотри любой сайт по мусульманскому искусству, там третья часть тех или иных вещей либо сделана в виде разных изображений, либо имеет их на себе. БОльше и точнее см. статью моего шефа http://info.charm.ru/library/islamic-portraits.shtml
Монеты Айюбидов, Артукидов и Зенгидов делались в среде, населенной христианами греками, армянами, сирийцами. И делались иногда ими же. Всё искусство было наполненно изображениями людей и животных. А мусульмане они (тюрки) были еще довольно слабые, вот и находились под влиянием "покоренных народов". На ранних монетах, например, Данишмендов легенды сделаны на тюркском и персидском, но греческими буквами.
На нижнем твоём примере - сюжет с византийской печати "Погребение Богородицы", толкуемый как "Смерть Салладина".

Vesontio написал(а):

http://www.coinarchives.com/a/lotviewer … p;Lot=2435

Там портрет ТИберия. "Laureate head right of Tiberius."

Отредактировано Арета (2009-01-12 22:38:31)

0

24

Эту тему ЗДЕСЬ продолжать не будем.

0

25

Арета написал(а):

сюжет с византийской печати "Погребение Богородицы", толкуемый как "Смерть Салладина".

Это что же за сюжет такой (о Богородице) и что за печать?

0

26

michael написал(а):

Это что же за сюжет такой (о Богородице) и что за печать?

это из книги-исследования по фигурным монетам Артукидов и Зенгидов, или из статьи какой-то. Давно читал...
Мишель, заведи другую ветку на византийско-монетно-печатные темы...  :disappointed:

0

27

Скоро эта тема получит продолжение.  :writing:
Что бы было легче ориентироваться в географии, особенно в монетных дворах, подгружаю вот эту карту.

0


Вы здесь » Античная Нумизматика » Статьи и материалы » "Двенадцать "цезарей" Востока"