Форум Геннадия Бордукова

Античная Нумизматика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная Нумизматика » Античные монеты » Христограмма


Христограмма

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

На Forum Ancient Coins  Дмитрий Брацун (известный всем как TRAIANVS CAESAR)  задал вопрос, а не является
ли граффити на его тетрадрахме Домитиана ранней формой аббревиатуры имени Иисуса Христа.
http://www.forumancientcoins.com/board/ … ic=50216.0
По какой-то причине никто на этот вопрос не отреагировал, кроме Ксинтариса, который своим ответом показал, что он зла на Диму не держит - мало чего в запале было сказано.
Информация Ксинтариса была положительной и обнадёживающей: он видел подобные символы в одной из старейших греческих церквей.
Невнимание к такому важному вопросу задело ТЦ и он разразился филиппикой о ничтожности ФАЦ. Надо сказать, что ФАЦ действительно сейчас стал менее активен - Джо, прошу не считать эту фразу  просьбой о бане  (Александр, доложи патрону).

На мой взгляд, отсутствие комментариев связано с отсутствием убедительности в реконструкции. Дима - человек увлекающийся. Было бы очень заманчиво, если бы на монете было в реальности раннехристианское граффити. На монете отчётливо видны две греческие буквы: Лямбда/Ро. Они образованы глубокими прорезями. При большом увеличении видны ешё несколько прорезей, менее глубоких. В приведенной прорисовке они образуют силуэт рыбы (известный раннехристианский символ) хвост, которой позволяет увидеть и букву Х.

К сожалению, мне видится здесь некая недобросовестность. Дело в том, что имеются
ещё две прорези такой же глубины, которые в прорисовку не попали. Ну, ладно - фантазировать не вредно. Однако есть ещё вопросы: чем были сделаны прорези? Почему можно утверждать, что они не были сделаны в современную эпоху?

Похоже, что стальным инструментом. Достаточно удивительно, что они прямолинейные. Глубокие прорези начинаются в точности в вершине буквы Лямбда.

Отредактировано Vesontio (2009-01-10 14:55:30)

0

2

А какой смысл помещать христианам этот символ на монете?
Помещение религиозного символа имеет цель продемонстрировать присутствие адептов этой религии, выражает принадлежность того или иного имущества общине,  может иметь посвятительный характер (что близко ко второй цели). Обычные граффити (совсем не редкое явление на разных вещах) отражают персональную маркировку, информацию (вес, ценность, и т.п.), техническое использование (некоторые рисунки  или чертежи, записи на попавшем под руку черепке), так же могут быть посвящениями (обычно развернутые или свободно понимаемые надписи). Перечислил наиболее вероятные и распространённые смыслы нанесения граффити, есть и другие (вплоть до разрисовки изображений детьми).
Какой смысл помещать религиозный символ на монете?, если денежный знак в течении короткого времени мог несколько раз менять свою вторичную нагрузку: то он средство платежа на рынке, то он подношение в храм, то опять на рынок (закупки на нужды служителей культа), то он внос в "общую кассу" (когда личное граффити обозначало, что человек положил какую-то денежку в копилку).
В конце концов, на рисунке видны ЛЯМБДА и РО, а остальные легкие черточки - скорее случайные штриха возникшие, возможно, при прорезании этих глубоких и четких линий, формирующих буквы. Считать эту графему христограммой или рыбой - спекулировать случайностями. Это не наезд, такое подход очень свойственен именно увлекающимся натурам. 

0

3

Я могу высказать свое мнение, как дилетант.
Само граффити мне кажется оригинальным. Немного удивляют две верхние линии, прорезанные намного тщательнее и глубже, чем остальные детали рисунка. За исключением их, граффити смотрится абсолютно правдоподобно. Если предположить, что верхний угол был нанесен первым, соответственно, более произвольно, при царапании нижнего "художник" не мог применять сильное надавливание, потому что была необходимость "сориентировать" нижний угол к верхнему, что требует аккуратности, и соответственно исключает применение силы. Но, самое главное, если представить, как царапалось граффити - намного удобнее вести две линии из одной точки сверху вниз, чем наоборот. Имхо, это обьясняет разницу в прорисовке углов. Прорисовка "Ро" тоже укладывается в эту логику: первой рисуется вертикальная черта сверху вниз (четкая, глубокая царапина с заметным ослаблением внизу), потом рисуется нижняя горизонтальная (также очень хорошо прорисована), потом композиция замыкается двумя слабо прорисованными угловыми чертами.
Имхо, "художник" рисовал именно ту композицию, которую вывел ТЦ (внизу справа).
По вопросу "зачем граффити на монете" (опять же, т.з. дилетанта): насколько мне известно, раннее христианство было тоталитарной сектой, со всеми вытекающими последствиями, в т.ч. и полным обобществлением имущества. Для меня видится абсолютно естесственным то, что деньги изымались в пользу общины, и, поскольку ранние общины были предельно аскетичны, деньги использовались как "средство накопления" в большей мере, чем как "платежное средство". Соответственно, вполне вероятно использование неких аналогов "банкирских марок" в "казначействе" общины.
Как другой вариант: нанесение знаков уже во времена господствования христианства. Здесь мне вспоминается аналогия с родосскими монетами: христиане принимали их как средство платежа потому что считали пртрет Гелиоса ликом Христа а розу с реверса - Иерихонской Розой.
P.S. вышесказанное - мое личное мнение, я в вопросе дилетант и на истину не претендую. Также просу извинения с некоторую сумбурность изложения.
P.P.S. Попробую поговорить по поводу этого знака с кем-нибудь из преподавателей (Богословской школы при Унверситете Аристотеля). Насколько я знаю, там есть высококлассные спецы именно в этих вопросах (раннее христианство).

0

4

Меня смущает:
1. Наличие ещё двух линий той же глубины, что и нижние в "рыбе".

2. Прямолинейность прорезов "под линейку". Они не процарапаны, а именно прорезаны,
причём очень аккуратно.

Попробуйте просто шариковой ручкой или карданшом начертить такой рисунок.  Линии будут неровными. А если ножом?

0

5

Я вижу только одну такую линию, и она тоже вызывает у меня вопросы. По поводу прямолинейности и глубины: имхо, такие вещи зарапались гвоздями. Кованые гвозди того времени - вещь достаточно острая и твердая. Попробуйте представить, что в руке у Вас не нож, а гвоздь - по форме (как ручка) и способу хвата он идеально подходит именно для выцарапывания прямых линий. Да и с учетом того, что для выцарапывания по металлу нужно применять приличное давление - прямая линия царапается легче.

0

6

В том то и дело, что линиии НЕ ПРОЦАРАПАНЫ, а прорезаны. Предстьте себе "неудобообтекаемое" тело, премещаемое в в вязкой среде. Естественно, края будут неровными, этакая борозда. Здесь же как - будто скальпель использовался.
Вторая полоса идёт почти параллельно той, которую Вы отметили стрелочками. С небольшим расхождением вверх.
Кстати, если быть уж совсем честным, правая нижняя сторона "рыбы" с правой верхней не смыкается и даже обрывается раньше, чем следовало...

0

7

Vesontio написал(а):

правая нижняя сторона "рыбы" с правой верхней не смыкается и даже обрывается раньше, чем следовало...

УГУ...
Вообще, все смотрится очень органично, за исключением верхнего угла (Лябда)...
P.S. Сейчас пытаюсь найти в греконет какой-то материал по этому типу христограммм. У нас много феологов, может, вылезет что-то интересное.

0

8

Ребята, это граффити с технической точки зрения выглядит АБСОЛЮТНО нормально, не хуже и не лучше сотен других. НЕ заморачивайтесь. :glasses:

0

9

Арета написал(а):

Ребята, это граффити с технической точки зрения выглядит АБСОЛЮТНО нормально, не хуже и не лучше сотен других.

То-есть, корректно будет развить твое мнение в сторону...гхм..."технически и технологически соответствует заявленному периоду"? :flirt:

0

10

Vesontio написал(а):

Информация Ксинтариса была положительной и обнадёживающей: он видел подобные символы в одной из старейших греческих церквей.

Сейчас с женой пытались вспомнить, как выглядела "рыба" из Айя-Мата...
Сошлись на том, что рисунок там был примерно таким:
конечно, не совсем тоже, что и на обсуждаемой монете, но похоже.

0

11

Да, видимо, Арета, прав. Haдо остановиться на том, что видно: Лямбда-Ро и не заморачиватся. А то будет как с марcианскими каналами...

Отредактировано Vesontio (2009-01-10 18:28:05)

0

12

Xintaris написал(а):

То-есть, корректно будет развить твое мнение в сторону...гхм..."технически и технологически соответствует заявленному периоду"?

РАзвивать в сторону, что "граффити подлинное, но христианская принадлежность недоказуема"

0

13

Что еще меня удивляет в этом граффити:
его рисовал не грек: квадратное изображение "Ро" для греков нетипично. Грек нарисовал бы треугольник.
Имхо, если граффити подлинное, то его рисовал тот, для кого "родным" был палеоиврит или, с "натяжкой", арамейское письмо.
Кстати, вопрос "римлянам": насколько характерно такое "квадратное" начертание для Рима вообще и капитального письма в частности?

0


Вы здесь » Античная Нумизматика » Античные монеты » Христограмма