Форум Геннадия Бордукова

Античная Нумизматика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная Нумизматика » Античные монеты » Смена технологии?


Смена технологии?

Сообщений 31 страница 60 из 104

31

Xintaris написал(а):

Зачем к ремеслам исскуство пристегнули.
"- А могильщики из "Гамлета" ?
- Ремесленники !!! "
Так чтоли?

Грань почти незамета во многих случаях...чеканка монет - ремесло, работа резчиков - тоже, однако зачастую уже и искусство (в антике много таких, разве мы усомнимся?). А скульптура (скульптурный портрет) - это точно уже искусство.

В Венеции на Пьяцца Сан-Марко есть известная скульптура - тетрархи, по двое в обнимочку стоят. Личики у них - как на фоллисах. Однако это и есть искусство позднего Рима. Потому и "пристегнул".

-1

32

Xintaris написал(а):

Очевидно, переход.
А как это опровергает предположение об изменении металла штемпелей?

Да никак не опровергает. Пусть штемпеля стали стальными. Возражение моё было относительно того, что изменение металла штемпеля якобы изменило облик монет. Вот это крайне сомнительно, ибо параллельно изменилась эстетика римской скульптуры вообще, что ни с какими штемпелями связано быть не может.

0

33

maleficus написал(а):

Возражение моё было относительно того, что изменение металла штемпеля якобы изменило облик монет.

Вот давайте мы топикстартера подождем и пусть он сам уточнит, что он имел ввиду под изменением облика монеты - изменение "техники рисунка" или изменение того, что называется "fabric".

+1

34

maleficus написал(а):

параллельно изменилась эстетика римской скульптуры вообще, что ни с какими штемпелями связано быть не может.

Изменилась именно параллельно. Не пересекаясь. Хотя в общем развитии цивилизации всё так или иначе связано, пусть тончайшими, но всё-таки нитями.
Сравните у нас: последняя треть 19 в. - и классицизм, и предвижники и Перов с Репиным, но страна ещё не привыкла к паровозам и в городах извозчики на кобылках; а через 50 лет - авангардизм, бубновый валет, Гончарова и Кандинский, "Ананасы в шампанском", уже появились таксисты на моторах и аэропланы в небе.
Так и в Риме. Изменение изобразительных средств и художественных вкусов происходило в среде технических изменений. Если в пластичной, тянущейся при ударе бронзе можно было изображать округлые, плавные формы, близко располагать тонкие, мелкие детали, то железная заготовка превращаемая в стальной (твёрдый, но крошащийся на гранях) штемпель требовала резки уже других изображений.

Отредактировано Арета (2009-12-10 23:40:28)

+2

35

Арета написал(а):

Изменилась именно параллельно. Не пересекаясь. Хотя в общем развитии цивилизации всё так или иначе связано, пусть тончайшими, но всё-таки нитями.
...
Так и в Риме. Изменение изобразительных средств и художественных вкусов происходило в среде технических изменений. Если в пластичной, тянущейся при ударе бронзе можно было изображать округлые, плавные формы, близко располагать тонкие, мелкие детали, то железная заготовка превращаемая в стальной (твёрдый, но крошащийся на гранях) штемпель требовала резки уже других изображений.

Не думаю, что не пересекаясь. Как это возможно? Портрет на монете и портрет в виде бюста-статуи - это всё равно портрет, принадлежащий к одной эпохе, одной культуре и художественной традиции. Как можно говорить, что они существуют, не пересекаясь? Наоборот, эти явления теснейшим образом связаны, и это настолько очевидно, что странным кажется необходимость многократно повторять и даже доказывать это.

Странно это... Изменения в эстетике портрета - из-за того, что стали использовать другой материал? Никогда не сталкивался с таким умозаключением.... с ног на голову всё. Как раз стремление к воплощению новой идеи в искусстве-ремесле способно привлечь для её реализации новые технические средства и приёмы... а здесь постулируется обратное, дескать, решили использовать сталь вместо бронзы, и портреты по этой причине стали получаться совсем иначе.... нда.

+1

36

Откровенно говоря, у меня раньше о Рима был стереотип, вбитый со школы. Республика, а потом упадок, упадок, упадок, начиная с двенадцати цезарей. На самом дле история Рима весьма сложна. Имели место целый ряд "перестроек" в общественной, политической,
религиозной жизни. Имели место и технологические революции. Появление бетона - это ли не революция?
Казалось бы, что может быть ужаснее правления Галлиена. Тем не менее, некоторые искусствоведы называют его период ренессансом. Качество монет упало ниже плинтуса. Однако есть замечательные портреты на его монетах. А какие есть скульптурные портреты Филиппа Араба и Максимина! С четвертым веком дело похитрее. Портреты стали неразличимы. Несколько раз менялась идеология. Тем не менее искусство жило, приспосабливалось к идеологии и ... технологии. По-настоящему, упадок наступил с наступлением христианства. По крайней мере, в Галлии это довольно чётко прослежено.

+2

37

maleficus написал(а):

...Как можно говорить, что они существуют, не пересекаясь? Наоборот, эти явления теснейшим образом связаны, и это настолько очевидно, что странным кажется необходимость многократно повторять и даже доказывать это.
Странно это... Изменения в эстетике портрета - из-за того, что стали использовать другой материал? Никогда не сталкивался с таким умозаключением.... с ног на голову всё. Как раз стремление к воплощению новой идеи в искусстве-ремесле способно привлечь для её реализации новые технические средства и приёмы... а здесь постулируется обратное, .... нда.

Maleficius, перечитайте мой пост  :)  там написано тоже самое, о чём написали и  вы. ТОлько взгляд с другого угла. Вы даже цитаты выделили именно с тем текстом.  :yep:

0

38

Vesontio написал(а):

Откровенно говоря, у меня раньше о Рима был стереотип, вбитый со школы. Республика, а потом упадок, упадок, упадок, начиная с двенадцати цезарей. На самом дле история Рима весьма сложна. Имели место целый ряд "перестроек" в общественной, политической,
религиозной жизни. Имели место и технологические революции. Появление бетона - это ли не революция?

Неверно Вас учили в школе... впрочем, это у всех так было. Какой же упадок "начиная с двенадцати цезарей"? А уже не раз упомянутая эпоха Антонинов, вершина стабильности и процветания, невиданное благоустройство городов и оживлённая торговля вплоть до Индии и Китая? Кризис (по моим стереотипам) впервые проявился при Марке; далее развивался постепенно при Северах (на внешне ещё благополучном фоне); серьёзно стало всё во второй половине III века. Более-менее восстановил стабильность Диоклетиан. Это схема, но в основе своей как-будто до сих пор не подвергавшаяся сомнению.

Vesontio написал(а):

Казалось бы, что может быть ужаснее правления Галлиена. Тем не менее, некоторые искусствоведы называют его период ренессансом. Качество монет упало ниже плинтуса. Однако есть замечательные портреты на его монетах.

Галлиен любил красиво жить, и могли быть талантливые художники в его время; таланты ярко проявлялись в кризисные времена, например, Босх и Брейгель творили в ужасное для Нидерландов время. Но качество монет при Галлиене ясно показывает состояние экономики и технологии.

Vesontio написал(а):

А какие есть скульптурные портреты Филиппа Араба и Максимина!

Бесспорно, но это "досиликвовое" время. Эффектный закат денария.

Vesontio написал(а):

С четвертым веком дело похитрее. Портреты стали неразличимы. Несколько раз менялась идеология. Тем не менее искусство жило, приспосабливалось к идеологии и ... технологии. По-настоящему, упадок наступил с наступлением христианства. По крайней мере, в Галлии это довольно чётко прослежено.

Мы ведь особенности силикв обсуждаем, так? Они появились исторически одновременно с наступлением христианства. С его признанием в качестве государственной религии

Искусство жило и живёт всегда, сие бесспорно. Ars Longa, Vita Brevis  :)

0

39

1. Силиква появилась уже при Констанции, лет за семьдесят до того, как христианство
было объявлено госрелигией.

2. Галлиен любил искусство, но сказать про него: "Чтоб я так жил!", пожалуй, мало кто решиться. Скрипторес очернили его по самое некуда, а как сейчас считают многие исследователи - совершенно не по делу. Подводя итоги можно заключить, что он был один из самых успешных императоров третьего века. Валериан и он приняли империю в тяжелейшем состоянии, атакуемую со всех сторон. Кругом предательство, армия разложилась и её структура не соответствовала вызовам времени. Галлиен перестроил армию, сделал её мобильной. Выдвинул на первый план блестящих военачальников:
Клавдия, Аврелиана, Проба. Правил почти 15 лет. При нем, кстати, было интенсивное строительство. А с денежной системой были объективные причины: одни рудники истощились, а другие оказались в отпавших провинциях.

3. Есть теория, что второй век был золотым в силу исключительно благоприятного климата на всей территории Европы. Во втором веке климат изменился и примитивное земледелие варваров не могло их обеспечить. Поэтому они стали всё чаще и чаще вторгаться в пределы империи. Ето была для них жизненная необходимость.

4. Что касается портретов 4-го века... Продемонстрирую два моих самых любимых.

+1

40

1. Это как же, "при Констанции, лет за 70 до"? А Миланский эдикт Константина 313 года, фактически сделавший христианство господствующей религией? Констанций II уже был законченным и убеждённым христианином на римском троне; иначе зачем бы его двоюродному брату было начинать борьбу за реставрацию язычества?

2. И мне Галлиен весьма симпатичен, хоты бы тем, что удержал Империю от полного распада. Однако "с денежной системой были объективные причины: одни рудники истощились, а другие оказались в отпавших провинциях" - может, и так, недостаток сырья. Но при чём тут качество изготовления монет, неясно.

3. Теорий всяких много, но на климат всё не стоит списывать. Не вижу особой нужды ради этого пересматривать традиционный взгляд на историю Империи.

4. И мне они нравятся. Но реализма в них маловато. Обобщённые лики правителей. Во большинстве случаев без легенды и реверса их невозможно отличить друг от друга

+1

41

Я думаю, может быть, ошибочно, что версия о том, что христианство стало  по факту
государственной религией при Константине не совсем соответствует действительности.
Так сказать, версия в духе истории КПСС, ретроспективное приукрашивание.. Монеты с христианской символикой при нём
не чеканились и сам-то он крестился на смертном одре. Х-писатели несколко преувеличивают триумфальное шествие и не говорят о злодеяниях, совершенных против греко-римской религии (эти моменты, впрочем, лучше обсуждать в отдельной ветке).
В третьем веке альтернативные вероисповедания существовали и претендовали на роль государственных религий. Во всяком случае, таковым был митраистский культ,  популярный в армии. Непобедимое Солнце изображалось на реверсах в третьем веке большими тиражами, да и при Константине, SOLI INVICTI COMITI.. A Серапис, несколько ранее? Интересно, что император Адриан путал последнего с Иисусом, а уж, казалось бы Великий Понтифик в таких вещах должен разбираться. А как быть с Диоклетианом? Очевидным образом он искал подходящую религиозную идею. Сначала пиарил Юпитера с Геркулесом, потом Гения Римского Народа...
Сейчас всё-таки победу христианства связывают с Феодосием, 380 год и далее.

Заметим, что убежденные христиане Констанций Второй и Констант на корабле, символизирующем государство, в одной руке держат лабарум, а в другой Феникса или Нику.

0

42

maleficus написал(а):

3. Теорий всяких много, но на климат всё не стоит списывать. Не вижу особой нужды ради этого пересматривать традиционный взгляд на историю Империи.

Традиционный, извиняюсь, для какой традиции? Традиции взгляда на римскую и прочие истории менялись каждое столетие. А в 19 и 20 вв. даже не раз. Не все эти традиционные взгляды доходили до школьных и гимназических учебников, но уж в университетах научные школы и позиции были разнообразны! И сейчас этот процесс на какой-то одной традиции не остановился.

maleficus написал(а):

4. И мне они нравятся. Но реализма в них маловато. Обобщённые лики правителей. Во большинстве случаев без легенды и реверса их невозможно отличить друг от друга

Это, пожалуй, для Констанция II и Галла справедливо. А остальные по портретам различаются достаточно уверенно. И, потом, они все родственники. Общие черты - на лицо.  8-) В 1 веке тоже походившие денарики Веспасиана и Тита или Тита и Домициана не всегда на вскидку определяются (при отсутствии легенд)

+1

43

Vesontio написал(а):

Я думаю, может быть, ошибочно, что версия о том, что христианство стало  по факту
государственной религией при Константине не совсем соответствует действительности.
Так сказать, версия в духе истории КПСС, ретроспективное приукрашивание.. Монеты с христианской символикой при нём
не чеканились и сам-то он крестился на смертном одре. Х-писатели несколко преувеличивают триумфальное шествие и не говорят о злодеяниях, совершенных против греко-римской религии (эти моменты, впрочем, лучше обсуждать в отдельной ветке).

В целом хр. идеология стала доминирующей в IV веке Империи, это факт. Конечно, это был постепенный процесс. Однако Миланский эдикт не выдумка современных историков, и его значение недооценивать нельзя, момент знаковый. Как бы то ни было - обратно к теме - появление новых типов монет каким-то образом исторически совпало с преобладанием-закреплением-победой христианства

+1

44

Арета написал(а):

Традиционный, извиняюсь, для какой традиции? Традиции взгляда на римскую и прочие истории менялись каждое столетие. А в 19 и 20 вв. даже не раз. Не все эти традиционные взгляды доходили до школьных и гимназических учебников, но уж в университетах научные школы и позиции были разнообразны! И сейчас этот процесс на какой-то одной традиции не остановился.

Эти рассуждения уводят слишком далеко в сторону, поэтому не стоит в  них углубляться. Мы же всё-таки в основном о нумизматике говорим. Так вот, в этих рамках для обсуждаемой эпохи вполне достаточно простой констатации: кризис был? несомненно, и он проявлялся в разных областях, в том числе сказался и на качестве монет, и на их облике. А уж причиной тому кризису изменения климата, нашествия варваров, победное шествие христианства, или что-то ещё - думаю, не так и важно в данной теме

0

45

Я посмотрел материалы по Миланскому эдикту. Он был, конечно, благоприятен для х-тва, но мало кто решается утверждать, что х-во после него приобрело статус госрелигии. Едикт был скорее о равноправии культов. Во всяком случае, в период Константина нет нумизматических доказательств. По-прежнему мы видим  Непобедимое Солнце, Гения, персонификации  ...

Отредактировано Vesontio (2009-12-11 16:11:06)

0

46

Читал дискуссию с интересом и удовольствием.
всем участникам-по плюсику. :cool:

0

47

STRONG написал(а):

всем участникам-по плюсику.

Валяйте, ставьте  :yep:

0

48

Xintaris написал(а):

Валяйте, ставьте

Уже сделано. :flag:

Отредактировано STRONG (2009-12-11 21:37:12)

+1

49

STRONG написал(а):

Ag?

Да, конечно же Ag. Как то я серебро хитро обозначил,
сам не знаю почему... :writing:

0

50

Пока тема не заглохла, поделюсь своими соображениями о стиле силикв и вообще позднеримских монет. Сразу делаю оговорку, что это не более чем умозрительные рассуждения на основе впечатлений от созерцания античных монет самых разных периодов.

Основной тезис такой: с развитием монетного дела во всех государствах античности происходил уход от протомонет-слитков драгметалла к монетам в их современном облике.

Сначала были слитки, которые приходилось взвешивать; затем слитки стали нормировать по весу и ставить клеймо. Получились первые в истории монеты. Заметно, что форме не придавалось большого значения. Первые монеты Малой Азии вообще по сути бесформенные. Главное - вес и наличие официального знака.

Далее прогресс, кроме основной функции платёжного средства монеты получили пропагандистские функции. Мастерство резчиков возрастало, изображения усложнялись, форма стала более упорядоченной - необходимо было размещать заданную композицию. Естественным образом подавляющее большинство монет приобрело форму диска как наиболее рациональную. Однако многие монеты, например, афинские "совы" - воспринимаются всё-таки как кусочки металла с оттисками штемпелей. Поздние варианты "сов" смотрятся более "современно", привычные диски.

С течением времени выяснилось, что монете необязательно всегда быть полновесной. Добавление лигатуры стало нормой в Римской Империи; дошло до почти полного отсутствия драгметаллов в дензнаках. Значимость и достоинство денег определялись в основном внешним видом, монеты максимально приблизились к современным - правильный кружок из малоценного металла с изображением правителя и его титулами. Познеримская бронза - это почти то же самое, что современный чейндж, ценность не реальная, а декларированная.

Надо заметить также, что монеты с высокорельефными изображениями менее удобны в обращении (хотя так желанны для коллекционеров!).  Я полагаю, каждый легко может себе это представить. Мюнцмейстеры позднего Рима эмпирически пришли к такому же выводу, отсюда и постепенный переход на плоские, низкоуровневые штемпели (это про "смену технологии" силикв).

Вот как мне видится вкратце эволюция внешнего вида и параметров римских ( и вообще античных) монет  :flirt:

+2

51

Арета написал(а):

Монеты (и не только) чеканенные стальными и бронзовыми штемпелями выглядят по разному. По крайней мере, трассологи разбираются в этом неплохо. Не встречал такого рода анализы для монет, но для некоторых других артефактов такая экспертиза проводится, когда дотошно надо разобраться с технологией их производства.

Интересный момент. То есть в принципе профессиональный трассолог с
опытом работы с монетным материалом, может вполне определенно по
специфичным следам от чеканки определить материал штемпеля?

0

52

maleficus написал(а):

Надо заметить также, что монеты с высокорельефными изображениями менее удобны в обращении (хотя так желанны для коллекционеров!).  Я полагаю, каждый легко может себе это представить. Мюнцмейстеры позднего Рима эмпирически пришли к такому же выводу, отсюда и постепенный переход на плоские, низкоуровневые штемпели (это про "смену технологии" силикв).

Можно было бортик по диаметру монеты повыше делать. Но отчего-то не стали.
На современных монетах изображение на монете всегда чуть меньше высоты бортика.

0

53

Лодочник написал(а):

Можно было бортик по диаметру монеты повыше делать. Но отчего-то не стали.
На современных монетах изображение на монете всегда чуть меньше высоты бортика.

Вы прям в секунду всё хотите... чтобы после денария сразу дайм или квотер...   :crazyfun:   "отчего-то не стали" - оттого, что не додумались исчо!  :dontknow:   Штемпелёк с молотком в руках - это вам не современный мондвор со станками с ЧПУ

+1

54

maleficus написал(а):

Вы прям в секунду всё хотите... чтобы после денария сразу дайм или квотер...      "отчего-то не стали" - оттого, что не додумались исчо!     Штемпелёк с молотком в руках - это вам не современный мондвор со станками с ЧПУ

Эх, меня там не было...    :D :crazyfun:  :D

Отредактировано Лодочник (2009-12-12 12:18:49)

0

55

Лодочник написал(а):

профессиональный трассолог с опытом работы с монетным материалом, может вполне определенно по
специфичным следам от чеканки определить материал штемпеля

Может. По монетам отличной сохранности. Когда видны все  технологические следы.
Вот в этих случаях EF - это мощный плюс.  :D

+1

56

Арета написал(а):

Может. По монетам отличной сохранности. Когда видны все  технологические следы.
Вот в этих случаях EF - это мощный плюс.

Наверное и диффузия металла какая-то происходит. Контакт
монеты  со штемпелем в момент чекана неслабый...

0

57

Лодочник написал(а):

диффузия металла какая-то происходит.

"Верной дорогой идёте, товарисчи!" По микропримесям в оксидной плёнке.

-1

58

maleficus написал(а):

С течением времени выяснилось, что монете необязательно всегда быть полновесной. Добавление лигатуры стало нормой в Римской Империи; дошло до почти полного отсутствия драгметаллов в дензнаках. Значимость и достоинство денег определялись в основном внешним видом, монеты максимально приблизились к современным - правильный кружок из малоценного металла с изображением правителя и его титулами. Познеримская бронза - это почти то же самое, что современный чейндж, ценность не реальная, а декларированная.

Интересно, почему серебро "портили" официальный дворы, а золото вроде всегда чистым оставалось ?

0

59

Этот процесс периодически повторяется в истории. По экономическим причинам, причём макроэкономике, основной монетный номинал начинает дешеветь. Сначала через уменьшение веса, потом и через уменьшение пробы. Иногда эти процессы шли одновременно.
Напомню: так называемый "серебряный кризис" на Востоке; превращение денариев, солидов, грошей в медные монеты и "боратинки" в Европе.
То есть дело не в "марксистко-ленинском" воровстве богатых классов у бедных с цельих их почморить-поугнетать, а в других причнах. Более объективных.

Отредактировано Арета (2009-12-12 18:16:50)

0

60

Xintaris написал(а):

Интересно, почему серебро "портили" официальный дворы, а золото вроде всегда чистым оставалось ?

Золотом рассчитывались за товар с сопредельными странами. Где-то читал, что
за пряности и прочую восточную экзотику государства, расположенные на
территории современной Индии, спрашивали с римлян именно золото. Видимо
пробу желтого металла уже тогда умели довольно точно и быстро определять.

0


Вы здесь » Античная Нумизматика » Античные монеты » Смена технологии?